22.08.2014
В рамках программы импортозамещения все российские банки получили возможность сменить операционные системы, СУБД и все остальное программное обеспечение. На вопросы iBusiness отвечает Александр Глазков, Председатель Совета директоров «Диасофт».
- Что изменилось в последние годы в сфере автоматизации финансового сектора?
- Мы видим три тенденции, которые повлияли на автоматизацию финансового сектора. Во-первых, комплексных проектов стало катастрофически меньше. Вся автоматизация фактически скатывается в область конкретных прорывов в отдельных областях, где можно зарабатывать деньги. Как следствие, возросла потребность в компонентных решениях.
Во-вторых, банки борются за предоставление лучшего сервиса своим клиентам. Стало востребовано новое поколение продуктов — фронт-офисные решения, ориентированные на бесперебойную работу бизнес-процессов обслуживания.
И, в-третьих, банки начинают делать то, чем они никогда не занимались: изучать своих клиентов и работать там, где клиенты находятся — например, в социальных сетях. Отсюда интерес к таким технологиям и решениям, как Big Data, социальный CRM, интеграция с социальными сетями и так далее.
О флагманских направлениях
- Как продвинулся в своем развитии понятный и востребованный сервис «банк-клиент»?
- Сегодня «банк-клиент» вместо отдельной программы становится одним из каналов обслуживания клиентов. Такими же каналами могут быть мобильный банкинг, устройства самообслуживания, операционисты в филиалах, call-центры. Вся бизнес-логика вынесена в слой фронт-офисных систем, которые могут работать с различными каналами доступа.
Процесс обслуживания клиента может начаться в одном канале, а продолжиться в другом. Поэтому банку для предоставления наиболее высокого уровня сервиса нужно одновременно поддерживать несколько каналов взаимодействия.
«Банк-клиент» дополнительно выступает в роли инструмента повышения лояльности клиентов. Интерфейс решения должен быть удобным и привлекательным: он становится своеобразным лицом банка, его имиджем. Банки это отлично понимают: все чаще от клиентов можно услышать «сделайте нам так, как у банка Y».
- «Диасофт» был одним из первых, кто начал поставлять банкам типовые пакетные решения, включая такие сложные программные комплексы, как «Операционный банковский день». Оправдала ли себя эта стратегия?
- Мы по-прежнему ориентируемся на типовые решения: они быстро устанавливаются и позволяют эффективно решать конкретные бизнес-задачи. Ключевым фактором для наших клиентов сейчас является скорость, и поэтому потребность в типовых решениях только растет.
iBusiness: Как отразилось на вашей работе распространение виртуализации, облачных технологий и мобильных устройств?
Александр Глазков: При проектировании и реализации решений мы обязательно учитываем новые тренды. В частности, мы создаем наши продукты с учетом возможности их эксплуатации в облачном сервисе.
Об автоматизации банков в условиях санкций
- Можно ли оценить последствия для отечественных интеграторов в связи с санкциями и предполагаемым уходом иностранных вендоров с отечественного рынка?
- Для российских ИТ-компаний это новые возможности: снижение числа конкурентов, увеличение самого рынка. С другой стороны, партнерство с западными вендорами — это риски для многих российских банков, и сейчас они сильно выросли. Поэтому была инициирована программа импортозамещения, в рамках которой банки получили возможность сменить не только прикладные решения, но и весь стек системного программного обеспечения: операционные системы, СУБД, серверы приложений и так далее.
Более того, в этот проект вошли российские производители аппаратных систем. При работе с российскими поставщиками риски значительно снижаются. Мы к сентябрю готовим версию нашего решения FLEXTERA, которая могла бы полностью работать на российском стеке.
iBusiness: Среди ваших клиентов немало банков с участием иностранного капитала. Появились ли уже трудности в работе с ними?
Александр Глазков: Мы наблюдаем разнонаправленные векторы действия иностранных банков. Одни осторожничают, паникуют и планируют уходить. Другие увеличивают свою активность и рассматривают российский рынок в сложившейся ситуации как расширение своих возможностей. Какой из этих векторов окажется сильнее, сейчас оценить трудно.
- Возможно ли создание в РФ национальной платежной системы? Удастся ли это осуществить до дальнейшего усиления санкций и ухода из страны Visa и MasterCard?
- Национальная платежная система, которая могла бы работать внутри страны, — это вполне решаемая задача, причем в разумные сроки. Технологически Россия полностью для этого готова. Например, три наших ведущих разработчика процессингов являются одними из лидеров и на мировом уровне.
В этом вопросе больше политических проблем, чем технологических. Надеюсь, что до ухода Visa и MasterCard с российского рынка дело не дойдет. На нашу банковскую систему он оказал бы сильное негативное влияние.
О смежных сегментах и регулировании
- Сказывается ли на объеме ваших заказов общее падение российского финансового сектора — страхового, пенсионного и других направлений?
- Мы работаем со страховыми компаниями, и объем их заказов не падает, а, наоборот, значительно увеличивается. Это связано еще и с тем, что мы сейчас работаем не только на российском рынке, но и выходим за рубеж. Если говорить об уменьшении, то для нас заметно снижение темпов развития инвестиционного банкинга.
- Какие отрасли и рынки представляют для вас интерес, кроме финансового сектора?
- Помимо автоматизации финансовых организаций, мы занимаемся поставкой и развитием платформенного решения Diasoft Framework. На его основе можно быстро создавать современные приложения, рассчитанные на высокую производительность. Партнерская сеть Diasoft Framework сейчас насчитывает десятки компаний из различных секторов, включая государственный. Также компания «Диасофт» более 2 лет инвестирует в продвижение нового поколения продуктов FLEXTERA на зарубежные рынки. Основным фокусом нашего внимания сейчас являются азиатские страны.
- Кто являются потребителями Diasoft Framework? Нет ли опасений, что пользующиеся этой системой разработчики начнут с вами конкурировать?
- Ограничений для использования платформы Diasoft Framework нет. Это конструктор, позволяющий создавать бизнес-приложения для любой отрасли. Например, для решения собственных задач Diasoft Framework используют разработчики более 30 банков. У наших клиентов есть выбор: заказывать решения у «Диасофт», разрабатывать самим или привлекать сторонних разработчиков.
Все ли устраивает вас в регулировании Центробанка? Необходимо ли что-то оптимизировать?
- Исходя из нашего опыта, в России максимально высокий уровень регулируемости финансового сектора в мире. Благодаря этому российские разработчики финансового программного обеспечения получили возможность стать зрелыми и конкурировать на мировом уровне.
Единственное, что хотелось бы оптимизировать, — это обеспечить более раннее информирование об изменениях. Получать разъяснения от ЦБ РФ за 2 дня до их вступления в силу — большой стресс и для нас, и для клиентов.
О личных предпочтениях в сетевых медиа
- Какие онлайн-СМИ вы предпочитаете?
- К СМИ я отношусь осторожно и избирательно. У меня есть ряд людей, с которыми у нас совпадают интересы, чьему мнению я доверяю. Я пользуюсь их подборками материалов из СМИ. Для меня этого достаточно.
- Чье мнение для вас авторитетно в отечественном экспертном сообществе?
Александр Глазков: Я всегда прислушиваюсь к мнению моих коллег из компании «Диасофт».