25.01.2024
Генеральный директор, председатель правления, член совета директоров компании «Диасофт» Александр Глазков в интервью газете «Ведомости» рассказал, как отечественные вендоры выигрывают от импортозамещения и идут на биржу.
Выдержки из интервью:
- Первый драйвер IT-отрасли – импортозамещение. Это основная причина беспокойства организаций из всех секторов экономики.
- За 2024 год организациям финсектора в первую очередь необходимо импортозаместить все то ПО, которое критически важно для бизнеса, остальное – в течение последующих 1–2 лет.
- Для большинства клиентов компании «Диасофт» переход на российское ПО может пройти за 1–2 года, потому что компания к этому хорошо подготовилась. Но запускать все проекты одновременно невозможно. Также кроме ПО от «Диасофта» в банках много других программных продуктов, импортозамещение которых может занять 2-3 года.
- Цифровая трансформация – второй драйвер IT-отрасли. Зрелость решений вендоров позволяет решать задачи цифровой трансформации быстрее и дешевле в сравнении с собственной разработкой.
- Что касается смещения фокуса на вендорную модель, в 2023 г. объем заключенных контрактов вырос в 2–2,5 раза. Это дает нам возможность расти существенно большими темпами, чем в предыдущие годы. Изменилась потребность, спрос стал колоссальным.
- Третий драйвер – сокращение сроков вывода на рынок новых продуктов (time to market). Все хотят создать инновационную среду и быстро вносить изменения, чтобы оставаться конкурентоспособными. А для этого надо отказаться от проектной автоматизации и превратиться в цифровую компанию, способную меняться раз в несколько недель. Это колоссальные изменения. Разница примерно как между сборкой автомобиля в гараже и на конвейере, по законам четвертой промышленной революции.
- Если раньше на рынке были представлены очень зрелые IT-решения западных компаний, то сейчас, после ухода с российского рынка иностранных вендоров, у нас появилась возможность заявить о себе, предложить рынку необходимые IT-решения для импортозамещения...Эти решения уже во многом не уступают по функционалу западным.
- Часть продуктов, которые мы разрабатываем для финансового сектора, достаточно зрелые, чтобы использовать их в других отраслях экономики, – к примеру, это решения для управления финансами, управления персоналом. За последние два года мы более чем вдвое увеличили инвестиции именно для того, чтобы подготовить продуктовый ряд бизнес-приложений на замену ERP-системам SAP для нефинансового сектора… Мы точно бенефициар [ухода иностранных вендоров].
- С учетом кратного роста законтрактованной выручки мы ставим целью для себя минимальный темп роста 30% в год с потенциалом дополнительного роста при успешной реализации всех бизнес-направлений. 30% – это с учетом только финансового сегмента.
- Чтобы поддерживать намеченный темп в ближайшие 2–3 года, надо наращивать персонал на 15–20% каждый год.
- Доля контрактов с зарубежными партнерами есть, но она небольшая. Мы работаем с финансовыми институтами Вьетнама, Индонезии, Монголии, Китая и Индии. Глобальной международной экспансии в ближайшие годы мы не планируем.
- Мы рассматриваем возможность выхода на IPO в первом полугодии 2024 г. Мы видим на российском рынке ПО растущий спрос на отечественные продукты и решения. И у нас есть что предложить рынку, чтобы этот спрос удовлетворить. Мы также хорошо понимаем, во что надо инвестировать дальше, чтобы поддержать наши сильные позиции в традиционном для компании сегменте ПО для финансового сектора и расширить присутствие в секторах корпоративного ПО для всех индустрий экономики и органов государственной власти, а также системного ПО и средств разработки. Мы в 2–3 раза увеличили объем собственных инвестиций, чтобы выходить на смежные рынки. У нас высокомаржинальный бизнес. Законтрактованная выручка на конец сентября 2023 г. выросла до 16,8 млрд руб. Но привлечение денег c рынка позволит в большей степени расширить наши возможности по развитию ПО в разных секторах экономики.
- Еще один важный мотиватор для выхода – это открытость, приобретение статуса публичной компании и повышение узнаваемости бренда. Публичность даст нам колоссальный рычаг для роста выручки и успеха компании.
- Еще важный фактор – привлекательность как работодателя. К концу 2024 г. в компании будет 2500–2600 человек. Лояльность этих людей, снижение текучести, поиск хороших специалистов для нас тоже очень важны.
- У нас низкая текучесть, на уровне 12–16% за последние три года. По нашим данным, это приблизительно в 2 раза ниже, чем у наших главных конкурентов на рынке. Но мы больше боремся за кадры не с ними, а с клиентами, банками из топ-10.
- Выход IT-компании на IPO может стать одним из ключевых критериев выбора ее как надежного партнера.
Читайте полную версию интервью на сайте газеты «Ведомости»