Импортозамещение к лучшему

15.04.2021

Переход банков на отечественное ПО идет размеренно. Но эксперты «Диасофт» уверены: достаточно государству взять курс на более жесткую политику в области стимулирования рынка к переходу на российские решения, и уже через три-четыре года программа импортозамещения в России будет реализована на 100% 

В конце декабря 2020 года Минцифры представило доработанный проект указа президента, касающийся владельцев критической информационной инфраструктуры (КИИ), которыми, в частности, являются банки, о преимущественном использовании российского ПО и отечественного оборудования. В новой версии документ предписывает владельцам КИИ до 1 января 2023 года перейти на преимущественное использование российского ПО и до 1 января 2024 года — на использование российского оборудования. В феврале 2021 года при Комитете Госдумы по финансовому рынку была создана рабочая группа по переходу финансовых организаций на отечественные ПО и оборудование. Мария Шевченко, председатель совета директоров Киви Банка, возглавившая этот Комитет, в интервью TAdviser говорила, что по состоянию на март 2021 года видит самую большую проблему импортозамещения в отсутствии отечественных СУБД, которые могут составить конкуренцию СУБД № 1 в мире — от компании Oracle. 

Тем временем ситуация с завершением срока поддержки решений SAP, Oracle, Microsoft в России уже несколько лет назад заставила банки искать российские аналоги взамен иностранного ПО. И сегодня российские технологии достигли достаточной зрелости, чтобы не только составить конкуренцию западным, но и выиграть в конкурентной борьбе. Так, компания «Диасофт» и ее партнер — российский разработчик платформы сбора и хранения данных Arenadata EDP — совместили свои компетенции и на реальных проектах в банках доказали, что полностью отечественные решения могут превосходить западные как по экономике владения, так и в части производительности. 

Мы попросили прокомментировать результаты совместной работы Игоря Шабанина, заместителя директора департамента «Экономика данных» компании «Диасофт», и Павла Ишкова, директора по продажам направления «Банки» компании Arenadata.

Игорь Шабанин, заместитель директора департамента «Экономика данных» компании «Диасофт»

— В 2020 году компания «Диасофт» начала сотрудничество в области импортозамещения с IT-вендором Arenadata. Почему вы решили объединить усилия и с чего началось знакомство ваших компаний?

Игорь Шабанин: «Диасофт» — это 100%-но российская компания. Мы работаем на финансовом рынке 30 лет, 15 из которых развиваем наши решения для аналитических задач и автоматизации обязательной, управленческой и налоговой отчетности. Решения построены на платформе развития бизнеса Digital Q Analytics & Reporting Solutions (ранее — платформа FLEXTERA BI). У нас реализовано и находится на сопровождении 35 сложнейших форм отчетности. Каждая из них — это большая аналитическая витрина со сложным алгоритмом расчета. 

В рамках стратегии развития платформы мы нацелены на сотрудничество с разработчиками отечественных СУБД. Наши продукты в области BI обрабатывают огромные массивы данных, и требовались решения, которые могли бы c этим справиться. Одним из наших требований была поддержка импортозамещения в банках, поэтому мы обратили внимание на продукты Arenadata. Разработки компании близки к нашим требованиям, при этом они российские и входят в реестр отечественного ПО. В итоге в прошлом году мы заключили партнерский договор и поддержали кластерную СУБД Arenadata DB в наших продуктах. 

Павел Ишков, директор по продажам направления «Банки» компании Arenadata

Павел Ишков: Отлично, когда у бизнеса есть понимание, что цифровая трансформация — это не просто замена операциониста мобильным приложением, а комплексный подход к трансформации бизнес-процессов, в первую очередь — другой взгляд на информацию и возможности, связанные с ее анализом. Следующий шаг — это трансформация IT-ландшафта, связанного с хранением и обработкой данных. На этом этапе возникает необходимость что-то делать с наследием. Как правило, наследие — это внедренный в нулевых годах стек технологий, который масштабируется за счет многослойных решений от разных производителей. Сейчас такое наследие не просто дорого содержать, зачастую его невозможно масштабировать без потери производительности и доступности. Эти факторы негативно сказываются на скорости вывода на рынок новых продуктов, ограничивают возможности использования цифровых коммуникаций, не позволяют принимать быстрые бизнес-решения, а предложения клиентам не попадают в реальные потребности. 

С компанией «Диасофт» у нас общее видение того, как должна выглядеть IT-архитектура современного банка. Мы предоставляем отечественную корпоративную платформу по хранению и обработке больших данных, «Диасофт» делится своей многолетней отраслевой экспертизой в автоматизации финансового сектора и при необходимости создает в рамках конкретных проектов требуемые технические решения, например, в области интеграции. Такое партнерство уже по определению должно было стать продуктивным.

— Какой проект стал знаковым в вашем совместном опыте? Когда вы поняли, что синергия дает хорошие результаты?

Игорь Шабанин: Мы совместно с коллегами работали над проектом в крупном российском системно значимом банке. Перед нами стояла задача перенести нашу систему подготовки обязательной отчетности с СУБД Oracle на российскую СУБД Arenadata DB (ADB).

Уже на этапе тестирования, на старте этого проекта, мы увидели двукратный рост производительности системы «Диасофт» при переходе на решения компании Arenadata, а также способность Arenadata DB в режиме реального времени обрабатывать десятки петабайтов информации. Еще один вывод по итогам тестирования: использование возможностей Arenadata DB значительно удешевляет разработку, сборку и дальнейшее сопровождение систем отчетности. Результаты, полученные на этапе тестирования, были подтверждены уже после реализации двух этапов проекта. 

В ходе реализации проекта было несколько вызовов. Во-первых, огромный объем мигрируемых данных — на СУБД Arenadata DB для подготовки отчетности требовалось перевести около 150 терабайтов архивных данных, которые хранятся в системе «Диасофт». Во-вторых, необходимость быстро осуществлять миграцию в технологические окна, чтобы не создавать большую нагрузку на текущую продакшн-систему. В-третьих, отсутствие механизма интеграции Arenadata DB и Oracle.

— И как вы решали эти задачи?

Игорь Шабанин: Мы с нуля разработали инструмент SUP (Streaming Unloader in Parallels). С помощью него мы ускорили процессы миграции большого объема данных и интегрировали сам инструмент с обеими СУБД: с СУБД Oracle — в части выгрузки данных, с внутренними сервисами Arenadata DB — в области их загрузки. Инструмент позволяет считывать и передавать данные произвольным количеством параллельных сессий, которое ограничивается только сегментами на кластере Arenadata. Поскольку каждая сессия работает по отдельности, приложение было оптимизировано и показало скорость передачи и выгрузки данных, в два раза превосходящую скорость работы стандартных инструментов СУБД Oracle. В результате миграция одного гигабайта данных происходила всего за одну секунду. 

Разработка и успешное применение инструмента интеграции SUP — это важное достижение для «Диасофт», так как показывает нашу высокую готовность работать с продуктами Arenadata. Уверены, что инструмент SUP будет востребован и в других проектах. И, конечно, мы разрабатываем к нему дополнительные адаптеры для считывания данных с разных СУБД. 

Павел Ишков: Мы были уверены, что сможем обеспечить качественную работу с данными в этом проекте. Наша платформа изначально предназначена для хранения и обработки огромных объемов информации, а технологический стек оптимален для построения высоконагруженных корпоративных хранилищ гибкого масштабирования и для работы с «тяжелой аналитикой» (IoT, ML и BI). 

В частности, колоночная массивно-параллельная аналитическая СУБД Arenadata DB — это наш корпоративный дистрибутив международного Open Source-проекта Greenplum. Мы серьезно занимаемся развитием этой технологии, сейчас Arenadata — второй в мире контрибьютор Greenplum (после Pivotal). 

Эта технология давно и хорошо известна на Западе, а сейчас набирает популярность в России, в особенности на финансовом рынке. По сути, Greenplum в реализации аналитических задач — это полноценная альтернатива тому же Oracle, только с более низкой совокупной стоимостью владения (Total Cost of Ownership, или TCO). Он особенно актуален, когда необходима горизонтально масштабируемая аналитическая СУБД для хранилища объемом не менее 2-3 терабайтов, где стоят задачи подготовки операционной, управленческой и регуляторной отчетности или скоринга клиентов. 

Однако у нашего продукта — Arenadata DB — есть ряд существенных отличий от Open Source-версии Greenplum. Например, все наши продукты нативно интегрированы в единую платформу Arenadata Enterprise Data Platform (EDP). Это значит, что автоматизирована интеграция любых компонентов и сервисов друг с другом. В наших решениях реализованы упрощенные установка, настройка и обновление кластеров, системы мониторинга работоспособности кластеров и запросов, обеспечена поддержка x86 и Power-совместимого оборудования. Разворачивать наши data-сервисы можно как в облаке, так on-premise или в качестве PaaS-сервисов. Поскольку у IT-специалистов в России еще сравнительно мало опыта практической работы с нашими продуктами, мы уделяем большое внимание подготовке исчерпывающей русскоязычной документации, обучению специалистов (курсы, вебинары) и технической поддержке в режиме 24х7.

— Каким вы видите дальнейшее партнерство?

Игорь Шабанин: Мы обучили и сертифицировали наших специалистов для разработки и администрирования на продуктах Arenadata. Сейчас это 24 специалиста, но мы планируем в ближайшее время обучить всю команду специалистов в составе более 150 человек по направлениям «BI» и «отчетность». Мы видим большую потребность финансовых организаций в проектах с использованием СУБД от компании Arenadata. Следовательно, и спрос на специалистов будет расти. Наша задача — не только перевести решения для аналитических задач на эту СУБД, но и обеспечить проекты перевода собственных хранилищ банков на Arenadata, поэтому у нас с партнером еще много планов.

Павел Ишков: Начиная сотрудничество с компанией «Диасофт», мы рассчитывали на огромный опыт и компетенции нашего партнера в области цифровизации и автоматизации работы на финансовых рынках. Расчет оказался верен, результаты первого общего проекта показали, что сотрудничество успешно и продуктивно. Сейчас мы активно работаем над расширением стека технологий, задействованных в общих проектах, и увеличением спектра решаемых задач в области цифровой трансформации, цифровизации и импортозамещения в финансовом секторе.

Анна Малыгина

Источник

#импортозамещение, #СУБД, #Arenadata, #Минцифры, #базы данных, #Digital Q.Reporting

Возврат к списку