«Универсальные» микросервисы: почему российский банк выбрал необычный способ подключения к СБП

09.07.2020

СБП и Интерпромбанке: интервью в СNewsОдним из первых банков, подключившихся к Системе быстрых платежей, стал «Интерпромбанк». К этой задаче в компании подошли нестандартно, используя современный технологический стек для развертывания микросервисной архитектуры, которая лежит в основе цифровой платформы Digital Q от «Диасофт». О том, как проходила реализация этого проекта, в интервью CNews рассказали начальник управления информационных технологий «Интерпромбанка» Алексей Моисеев и руководитель продукта «Расчеты» департамента «Операционная деятельность» компании «Диасофт» Сергей Добриднюк.

CNews: Согласно требованиям регулятора банки обязаны подключиться к СБП только в октябре 2020 года. Тем не менее, уже в мае «Интерпромбанк» предоставил своим клиентам возможность максимально простого способа перевода денежных средств в другие банки. С чем это связано?

Алексей Моисеев: «Диасофт» предложил нам решение в микросервисной архитектуре на базе современного технологического стека

Удобство этого сервиса для наших клиентов мы оценили сразу, как только Банк России начал говорить о создании единой Системы быстрых платежей. Поэтому старт проекта по подключению к СБП в «Интерпромбанке» осуществили задолго до утверждения обязательных требований регулятора. Безусловно, нам важно предложить клиентам возможность круглосуточно и мгновенно, указав лишь номер телефона, переводить денежные средства себе и другим лицам вне зависимости от того, в каком банке открыты счета. И речь здесь идет не только о повышении лояльности наших клиентов, но и о снижении рисков задержки платежей, поскольку доступный платежный сервис для клиента — это гарантия своевременного получения банком денежных средств по погашению кредитов. А период вынужденной самоизоляции граждан в связи с необходимостью предотвращения распространения коронавируса только подчеркнул своевременность для банка этого технологического решения.

CNews: Почему вы выбрали в качестве технологического партнера компанию «Диасофт»?

Алексей Моисеев: «Диасофт» — наш многолетний партнер. За плечами у нас — не один совместный реализованный проект, поэтому мы уверены в том, что предлагаемые технологические решения сконфигурированы и настроены с максимальной ориентацией на специфику требований нашего бизнеса и особенностей наших бизнес-процессов, основаны на передовых технологиях отрасли и предусматривают широкие возможности модернизации. «Диасофт» реализовал для банка проект подключения к СБП «под ключ», включая прохождение тестовых испытаний взаимодействия (ТИВ) в НСПК. 

CNews: В чем преимущества платформы Digital Q, предложенной компанией «Диасофт»?

Алексей Моисеев: В ходе реализации проекта подключения к СБП банк сформулировал ряд ключевых требований к технологическому решению. Во-первых, требовалась интеграция сервиса НСПК с нашей АБС и ДБО, что позволит реализовывать и правильно учитывать все полученные и отправленные транзакции. Во-вторых, необходима возможность отражения транзакций в бэк-офисе, корректная выверка операционного дня и управление лимитами (обмен ED7xx). Кроме того, решение должно работать в режиме 24/7 с минимальным временем простоя при обновлении — не более 10 минут, а также работать в автономном режиме при недоступности АБС и других связанных систем. Коллеги из «Диасофт» оперативно откликнулись на наш запрос и предложили решение в микросервисной архитектуре на базе современного технологического стека. 

Digital Q — новый бренд компании «Диасофт», который объединил все аспекты деятельности вендора: прикладные решения для бизнеса, цифровую платформу, в основе которой современный технологический стек для развертывания микросервисной архитектуры, новейшие инструменты разработки и практики построения эффективного производства цифровых решений.

Сергей Добриднюк: Мы считаем, что применение микросервисов — лучшее решение в проекте подключения к СБП. Рынок банковской автоматизации России разнообразен, а технологические решения, которые используют крупные банки-инноваторы, могут оказаться недоступными для кредитных организаций поменьше. Законодательство не делает для них исключений, поэтому основной задачей «Диасофт» было создание такой технологической платформы, которая не потребует от банков значительных инвестиций, но обеспечит эффективное решение всех обозначенных задач. Кроме системного ядра и прикладных решений для бизнеса, платформа Digital Q содержит компоненты для быстрого тестирования, развертывания, мониторинга прикладных компонентов, выполненных в виде контейнеризированных приложений. 

Платформа Digital Q по необходимости интегрирует только библиотеки свободного программного обеспечения, что снижает капитальные затраты банка на ее развертывание практически до нуля. Наше решение успешно прошло сертификацию оператора СБП — НСПК — и включено в каталог сертифицированных платформ.

CNews: В чем преимущества использования микросервисов для банка? Вы уже успели их оценить?

Алексей Моисеев: Для банка это первый опыт внедрения и использования микросервисной архитектуры. Она позволяет осуществлять автоматизированное обновление всех компонентов комплексного решения для СБП на площадке банка, что занимает не более десяти минут. Поэтому уже сейчас, помимо привлекательной стоимости проекта, мы смогли оценить быстродействие решения, ускоренную установку обновлений и широкие возможности для дальнейшего развития.

CNews: Каков технологический состав итогового решения?

Сергей Добриднюк: Используя микросервисный подход, банк переходит от классических бизнес-процессов к событийно-управляемой бизнес-логике. 

Оно состоит из трех программных продуктов, которые обеспечивают соблюдение требований регулятора и дают возможность наращивать функционал для выполнения задач, выходящих за пределы базового функционала СБП. Это решение может стать бизнес-платформой для развития банка. На платформе Digital Q можно обеспечить кластерную работу — если один микросервис останавливается, платформа тут же перезапускает его или переключается на другой. Число микросервисов и систем не имеет ограничений. Это позволяет строить горизонтально масштабируемые решения, подключая новое оборудование по мере роста бизнеса, разумеется, выполняя эту работу по модернизации решения без остановки обслуживания клиентов, в режиме 24/7. 

Используя микросервисный подход к построению архитектуры, банк фактически переходит от классических, последовательных бизнес-процессов к событийно-управляемой бизнес-логике. В такой парадигме все сервисы общаются асинхронно, что обеспечивает возможность сразу нескольких параллельных шагов бизнес-процесса и повышает реактивность системы. Время выполнения операции СБП на нашей платформе составляет не секунды, а единицы миллисекунд. И за эти миллисекунды система успевает сделать несколько десятков таких шагов, в полном объеме реализуя все необходимые проверки и регламентные операции банка.

CNews: Есть ли планы по развитию проекта?

Алексей Моисеев: Общие тенденции глобализации и ликвидации территориальных границ платежных операций определяют все более интенсивное движение в направлении цифровизации и перехода к безналичным платежам. Сейчас в банке реализованы только переводы между физическими лицами (С2С), и наши клиенты активно пользуются этим сервисом. Следующим этапом развития проекта будет внедрение сервисов С2В, С2G, В2В. Таким образом, подключение клиентов к СБП, к примеру, юридических лиц, поможет обеспечивать им мгновенное поступление денежных средств на свои счета, сокращая тем самым кассовый разрыв. Для банка развитие сервисов, связанных с подключением к СБП, дает новые возможности по расширению клиентской базы, рост транзакционных оборотов и оптимизации издержек на обслуживание процессов.

Источник

#микросервисная архитектура, #СБП, #клиенты Диасофт, #Cnews, #продукты Diasoft, #интервью, #микросервисы, #Интерпромбанк

Возврат к списку