4 апреля 2023 года «Диасофт» отметил 32 года работы на российском IT-рынке. По традиции, в апреле компания подводит итоги прошедшего года. Для «Диасофт», как и для многих других на рынке, год был непростым, он принес новые вызовы, с которыми компания успешно справилась и уверенно идет вперед.
Стратегические задачи 2022 года выполнены. Компания развивает экосистему цифровой трансформации Digital Q, работает над созданием новых продуктов в микросервисной архитектуре в составе платформ развития, решает вопросы цифровой трансформации в условиях импортозамещения, ведет проекты не только в российском финансовом секторе, но и в других отраслях экономики. За год «Диасофт» реализовал более 300 проектов.
В 2022 году компания продемонстрировала рынку инновационный характер развития и надежность бизнес-модели. Доход компании вырос на 10% и составил 8,5 млрд рублей, прибыль (EBITDA) – 2,1 млрд рублей.
Цифровая трансформация и новые требования к программным продуктам
Цифровая трансформация, результаты которой особенно заметны в финансовой сфере, существенно изменила подходы к организации работы банков и обслуживанию клиентов. Драйверами этих изменений стали Сбербанк, Тинькофф Банк, Альфа-Банк, ВТБ. Определяя основные задачи цифровой трансформации, государство обращается к опыту лидеров рынка. Ярким примером служит задача, которую Минцифры и Гостех поставили перед федеральными органами исполнительной власти. Основными партнерами в решении этой задачи могут стать инноваторы в финансовой сфере и производстве IT-решений, опыт которых необходимо изучить и рационально использовать.
Основные цели цифровой трансформации – способность организации быстро меняться, повышение эффективности деятельности, повышение управляемости – извлечение максимальной пользы из данных для принятия осознанных управленческих решений, а также предоставление более качественных продуктов и услуг. В связи с этим изменились требования к программным продуктам. В первую очередь, это требования к архитектуре, которая должна быть композитной. Продукты в такой архитектуре содержат слабо связанные между собой компоненты, которые могут разрабатывать все участники конкурентного рынка.
Цифровизация также предъявляет новые требования к производству программных продуктов и к таким процессам, как тестирование, развертывание, доставка, обновление. Все это должно происходить непрерывно и быть максимально автоматизировано.
Среди других – требования к функционалу, технологиям, импортозамещению, информационной безопасности, управлению проектами и сопровождению. Всего восемь групп требований.
«Диасофт» провел большую работу и, опираясь на накопленный опыт, сформулировал эти требования – в первую очередь, для того чтобы показать рынку, чему соответствует деятельность компании. В «Диасофт» уверены, что требования представляют ценность для клиентов компании, так как могут быть предъявлены и к другим участникам рынка. В ближайшее время требования будут опубликованы в открытом доступе – на портале экосистемы цифровой трансформации Digital Q.
Экосистема цифровой трансформации и платформы развития
В экосистему цифровой трансформации Digital Q компании «Диасофт» входят 34 платформы четырех типов – технологические, производственные, инфраструктурные, кросс-продуктовые.
Технологические платформы содержат low-code инструменты, готовые шаблоны и компоненты для быстрого создания архитектурно правильных программных продуктов и публикации их в цифровых каналах. Производственные платформы позволяют организовать эффективную работу команд и обеспечить повсеместную автоматизацию производственных процессов для простой и организационно правильной разработки программных продуктов.
Инфраструктурные платформы представляют собой системное программное обеспечение для надежной, управляемой и высокопроизводительной работы прикладных приложений. Они разработаны на основе ПО с открытым исходным кодом, взятым под ответственное владение компанией «Диасофт». Кросс-продуктовые платформы содержат готовые функциональные компоненты для использования в других платформах экосистемы цифровой трансформации и в продуктах в составе платформ развития (база знаний, нормативно-справочная информация, продуктовый каталог и т. д.).
Прикладные программные продукты для функциональных заказчиков входят в состав платформ развития, которые позволяют комплексно автоматизировать задачи конкретной предметной области (к примеру, работу с корпоративными клиентами, расчеты, управление рисками и комплаенс, работу на финансовых рынках и т. д.). В компании 16 таких платформ, четыре из них получили активное развитие в 2022 году – Digital Q.UP (единая цифровая платформа), Digital Q.HCM (управление человеческим капиталом), Digital Q.PM (управление проектами), Digital Q.DataFactory (фабрика данных).
Александр Глазков, управляющий директор компании «Диасофт»: «Зрелость экосистемы Digital Q возросла настолько, что мы позволили себе инвестировать в цифровую трансформацию «Диасофт». Мы выпустили новые платформы развития – Digital Q.HCM, Digital Q.PM, Digital Q.DataFactory. Прикладные решения в составе этих платформ мы в первую очередь примерили на себя. Наш опыт показывает, что такие решения могут быть использованы вне зависимости от сферы деятельности – это кросс-индустриальные решения».
Одним из важнейших продуктов для цифровой трансформации является единая цифровая платформа (Digital Q.UP). Чтобы эффективно развиваться в условиях цифровизации, необходимо сфокусироваться на бизнес-процессах. Ведь, по сути, любая ценность, которую мы создаем, – это набор шагов, фактически бизнес-процесс. Единая цифровая платформа обеспечивает автоматизацию бизнес-процессов и непрерывный мониторинг эффективности их исполнения. Платформа позволяет создать единое цифровое пространство для работы сотрудников, единую точку входа для каждой роли с доступом к конкретному прикладному функционалу.
В ходе цифровой трансформации много внимания уделяется работе с данными. Цель этой работы – сделать данные полезными для принятия осознанных управленческих решений, повысить управляемость организацией. Грамотно обработанные и представленные данные становятся одним из главных драйверов развития организации в цифровой среде. Платформа развития Digital Q.DataFactory (фабрика данных) – это конвейер обработки данных, который охватывает полный цикл работы с данными – от их захвата из различных источников до визуализации на дашбордах.
«Мы построили в «Диасофт» единую систему управления данными, в составе которой – ситуационные и аналитические дашборды для мониторинга, контроля и анализа различных показателей деятельности компании (более 100 дашбордов). Это создает колоссальные возможности для глубокого понимания всех процессов и эффективного управления производством, проектами, продажами, маркетингом, финансами, персоналом компании. Полезные данные становятся важнейшим активом для принятия осознанных управленческих решений», – говорит Александр Глазков.
Импортозамещение
Компания «Диасофт» занимает четкую позицию в области импортозамещения, которое за прошедший год стало драйвером цифровой трансформации. Импортозамещение минимизирует риски и становится неизбежной необходимостью. Нужны новые программные продукты, которые сочетают в себе все наработанное годами и в то же время отвечают требованиям цифровой трансформации. Подход «Диасофт» состоит в том, чтобы совместить процессы цифровой трансформации и импортозамещения и решать эти задачи параллельно.
Импортозамещение – это серьезный вызов рынка. Яркий пример – база данных. Открытое программное обеспечение здесь не подходит, переход на PostgreSQL вызывает большие проблемы. Особенно если речь идет о высоконагруженных промышленных системах крупных организаций, которым нужны решения, обеспечивающие высокую производительность обработки больших объемов данных. PostgreSQL необходимо взять под ответственное владение, для того чтобы провести существенные доработки и изменения. Проблема также и в том, что используемые прикладные продукты разрабатывались под конкретную базу данных (Microsoft или Oracle), и переписать PostgreSQL, не трогая прикладной продукт, недостаточно. Продукт тоже придется менять, адаптируя его к новой базе данных.
Александр Глазков: «В настоящее время решить задачи импортозамещения могут только опытные вендоры. Учитывая потребность клиентов в использовании импортонезависимых продуктов, мы выпустили инфраструктурную платформу Digital Q.DataBase – современную гибридную СУБД, в основе которой продукты с открытым исходных кодом – PostgreSQL, ClickHouse, Tarantool. Все продукты компании «Диасофт» уже адаптированы к работе на инфраструктурной платформе Digital Q.DataBase».
Эффективные команды
Возрастающие потребности рынка в цифровой трансформации и импортозамещении требуют от «Диасофт» наращивания команд разработки – сейчас в компании 120 команд. Для быстрого создания и развития команд компания использует «метод почкования». Суть метода – в расширении существующих команд до 12–15 человек, каждая из которых через полгода делится на две команды (в 2022 году таким методом в компании создано 17 команд, в планах 2023 года – еще 15–20). В эффективной производственной среде такие команды способны самостоятельно развиваться и впитывать опыт, навыки и культуру разработки – по установленным правилам, осознанно используя наработанные практики.
Такой же подход компания применяет, создавая команды для совместной разработки в организациях, которые встали на путь самостоятельного производства программного обеспечения. В этом случае на начальном этапе, в течение 6–9 месяцев, «Диасофт» берет на себя 100%-ную ответственность за работу команд и качество разрабатываемых продуктов. В дальнейшем команды партнеров «Диасофт» способны самостоятельно разрабатывать программные продукты, актуальные для развития их организаций.
Аутсорсинг производства программных продуктов
«Диасофт» уже больше года предоставляет клиентам услугу «Аутсорсинг производства программных продуктов» – комплекс производственных практик и импортонезависимых платформ, который позволяет создавать качественные программные продукты во много раз дешевле. Специалисты компании помогают организовать с нуля или оптимизировать существующее производство программных продуктов и избежать типичных сложностей, с которыми сталкиваются организации при самостоятельной разработке.
В «Диасофт» выстроена эффективная производственная среда на основе платформенного подхода, применения готовых low-code инструментов, методологий Agile и Scrum, технологий DevOps. Использование инструментов планирования и контроля, а также нормативов и метрик оценки выполнения задач делают каждый этап процесса производства прозрачным, измеримым и управляемым. Высокий уровень автоматизации процессов снижает количество ручной работы и ошибок специалистов. Применение этих современных подходов и инструментов существенно снизило трудоемкость разработки программных продуктов, сроки их доставки, развертывания и обновления.
Срок организации производства в каждой компании индивидуален и может составлять от 6 до 12 месяцев, в зависимости от масштабов проекта. За это время специалисты «Диасофт» проводят аудит, совместно с сотрудниками клиента формируют команды, внедряют в практику работы методологии Agile и Scrum, отлаживают производственные процессы и технологии, которые обеспечат рост эффективности.
Люди
Все, чего достигла компания, сделано руками и умами людей, которые работают в «Диасофт». Этой работой нужно грамотно управлять, что особенно важно в условиях гибридного формата, когда людей необходимо удаленно поддерживать, мотивировать, вовлекать в процессы компании, добиваться больших результатов.
В этом компании помогает новая платформа развития Digital Q.HCM (управление человеческим капиталом). На основе этой платформы выстраиваются сквозные процессы управления персоналом (от найма до выхода из компании), взаимосвязь процессов развития и карьерного продвижения сотрудников с результатами их оценки, организация процессов обучения и повышения квалификации специалистов, эффективные коммуникации сотрудников между собой и с руководством компании.
Александр Глазков: «Результаты ежегодного опроса «Компания мечты» подтвердили удовлетворенность сотрудников работой в компании. По итогам 2022 года показатель удовлетворенности составил 70 баллов по 100-балльной шкале (2021 – 72 балла, 2020 – 69 баллов, 2019 – 66 баллов). Итоги опроса свидетельствуют о высоком уровне взаимоотношений сотрудников и компании. Кроме того, в рамках этого опроса мы измеряем показатель eNPS (индекс лояльности сотрудников – разница между абсолютно лояльными сотрудниками и критиками компании), по итогам 2022 года он составил 32%. Мы продолжаем учиться, совершенствовать свои компетенции, реализовывать интересные проекты, решать профессиональные задачи, с удовольствием общаться другом с другом в формальной и неформальной среде. Все это помогает сделать нашу работу по-настоящему привлекательной и вызывает желание хорошо делать свое дело!»